Художнику-любителю
Работы из мастики
Автор Д. Бройдо
Перепечатывается пз книги: Д Бройдо. Руководство по гипсовой формовке художественной скульптуры. М,— Л., «Искусство», 1949.
Мастика представляет собой пластическую массу тестообразного вида, состоящую из измельченной бумаги, наполнителя (главным образом мела) и связывающего клеевого вещества.
Изделия из этой массы изготовляются путем выдавливания при помощи пальцев (отминания) из тонко раскатанного пласта мастики в гипсовых кусковых, а иногда и в клеевых формах. Если изделие объемное (фигура, бюст, ваза и т. п.), их отминают по половинкам, которые после прослушивания склеиваются.
Мастика является весьма удобным материалом для целого ряда изделий, где требуется легкость, ажурность, большая прочность сравнительно с гипсом. Из мастики делают скульптуру для макетов, учебные пособия, главным образом, анатомические, разборные игрушки, изготовляют из нее также украшения вместо бронзовых на мебели, люстры, бра. Особенно удобна мастика для изготовления барельефов и орнаментов без фона. Это особенно важно в тех случаях, когда барельефы должны монтироваться на фон, например, на дерево, стекло, металл и др. из какого-либо другого материала. Однако детали изделий мастикой передаются не столь тонко, как гипсом, а сами изделия при сушке могут подвергаться короблению, а иногда и некоторой деформации. Деформируются они также от сырости, к которой они очень чувствительны.
Формы для отминки изделий из мастики, как гипсовые, так и клеевые, делаются совершенно так же, как и для отливки из гипса. Лишь несколько видоизменяется распределение раковин в целях приспособления их к работе с материалом, по своим свойствам отличающимся от гипса. Об этих небольших изменениях будет сказано ниже, при описании процессов отминки и склеивания изделий.
Как выше уже было сказано, мастика состоит из измельченной бумаги, наполнителя и связывающего их клеевого вещества.
1. Измельченную бумагу для массы приготовляют следующим образом. Мелко изорвав, ее загружают в котел с холодной водой и кипятят в течение нескольких часов (от 2 до 4 час., в зависимости от рода бумаги) до тех пор, пока она не начнет разлезаться. Слив воду и дав бумаге остыть, ее растирают на железной проволочной щетке сначала в неотжатом виде, а затем вторично, отжав хорошо воду, до тех пор, пока отдельные частицы ее станут величиной не более 2 — 3 мм. Измельченную таким образом бумагу для удобства хранения рассыпают тонким слоем и высушивают. Бумагу для этой цели употребляют волокнистую, простых сортов, серую, желтую, коричневую и т. д., непроклеенную, хорошо впитывающую с обеих сторон воду. Годится также газетная бумага. Измельченная бумага может быть употреблена также и в сыром виде, однако для постоянства веса последней ее лучше употреблять в сухом виде, из запаса.
Из 1 кг хорошо отжатой сырой бумаги получается около 1/4 части сухой.
Хорошие сорта бумаги, плотные и глянцевитые, для этой цели не годятся, так как плохо впитывают воду и не развариваются.
2. Мел (углекислый кальций) является наполнителем. Чем мельче порошок мела, тем лучше и тоньше передача мастикой всех деталей изделий. Наилучшим является мел плавленый, получаемый путем размола кускового мела, последующего его отмачивания, высушивания и вторичного тонкого размола.
3. Декстрин — связывающее клеевое вещество, добываемое из крахмала посредством его поджаривания при температуре 'I20 — 200'С или подогревания со слабыми кислотами при температуре 100 — 140 С. По цвету декстрин бывает белый, палевый, желтый и темно-коричневый (самый низкий сорт). В зависимости от рода и качества крахмала и способа его обработки декстрин получается самого разнообразного качества и потому количество его, указанное в рецепте, является условным и может изменяться при употреблении его из различных партий; точное количество его в этом случае приходится устанавливать отдельной пробой.
Приготовление мастики. 8 кг декстрина хорошо размешивают в 9 л холодной воды и кипятят в течение часа. В прокипяченную жидкость всыпают 1,2 кг измельченной сухой бумаги и, хорошо смешав ее с декстрином, прибавляют в нее 37 кг плавленого мела.
Хорошо перемешав всю массу, дважды пропускают ее через мясорубку. Готовую массу сбивают вместе в один или два больших кома и сохраняют ее от высыхания, покрывая мокрыми тряпками, в плотно закрывающемся ящике, стенки которого обиты листовым цинком.
Выход готовой массы из вышеозначенного количества сырых материалов составляет около 50 кг. Чем дольше масса выдержана, тем она пластичнее; поэтому не рекомендуется пускать в производство свежеизготовленную массу. Загрубевшую во время хранения массу перед употреблением пропускают через мясорубку, прибавив к ней немного клейстера.
Масса вышеуказанного состава должна сохранять пористость. Только масса, сохранившая пористость, даст хорошие оттиски с гипсовой формы. В гипсовых формах, пропитанных олифой или покрытых лаком, с поверхностью, лишенной пористости, отдавленные изделия получаются с многочисленными пузырями на лицевой стороне, делаю- . щими их непригодными. Оттиски из этой массы совершенно не пристают к форме, и последняя поэтому не нуждается в какой-либо смазке, наоборот, смазка только вредит, закрывая поры формы. Делать оттиски можно не только в сухих формах, но и в сырых. Клеевые формы перед употреблением слегка смазывают обычной смазкой.
Отминание изделия. Раскатывание массы. Для отминания изделия мастика должна быть раскатана на тонкие пласты — от 1,5 до 2,5 мм толщиной в зависимости от поверхности формы; чем мельче и обильнее детали формы, тем тоньше должен быть пласт массы. Тонкий пласт массы легче продавливается пальцем до формы, и отпечатки получаются ясными и отчетливыми. Величина раскатанного пласта должна быть такова, чтобы им можно было накрыть всю форму и, кроме того, оставался бы излишек по краям — около 20 мм.
Раскатывание массы производят на гладкой деревянной, стеклянной или мраморной поверхности, слегка посыпанной тальком для того, чтобы масса к ней не приставала. Раскатывают массу при помощи гладко обточенного деревянного катка (скалки) толщиной около 7 — 8 см, концы которого сточены в виде ручек. До раскатывания каток также хорошо протирают тальком. Во время раскатывания пласт массы несколько раз переворачивают с одной стороны на другую, причем верхнюю сторону каждый раз слегка присыпают тальком, растирая последний по поверхности пласта рукой.
Во время раскатывания масса, несмотря на протирание поверхности катка тальком, понемногу пристает к катку, тогда ее мокрой губкой или тряпкой удаляют. К остывшему катку масса во время раскатывания пристает, поэтому после промывания каток необходимо высушивать. Чтобы из-за этого не задерживать работу, необходимо иметь в запасе второй каток.
Раскатанную массу осторожно, чтобы не разорвать пласта, снимают с доски и, наложив на форму, хорошо продавливают ее пальцами по всей поверхности последней. Чтобы пальцы не приставали к массе, их слегка натирают тальком. Отминание надо начинать с середины формы, и, стараясь, чтобы не было пропусков, вести его по направлению к краям формы, время от времени приподнимая края массы, чтобы удалить находящийся между пластом массы и формой воздух и тем избежать пузырей и недодавок на поверхности изделия. Особенное внимание следует при этом обращать на глубокие места формы. Наружную поверхность пласта надо смазывать клейстером, который несколько размягчает массу и значительно облегчает выдавливание. Одновременно этой смазкой массу подготовляют к следующей операции — к оклеиванию бумагой. При высыхании изделия клейстер укрепляет его.
Закончив отминание, излишнюю массу обрезают кривыми ножницами, оставляя по краям формы полоску массы около 5 — 10 мм шириной. Эту полоску загибают внутрь формы, плотно прижимают ее при помощи деревянной сетки к краям изделия и образуют этим по краям формы бортик шириной отЗдо5мм.
Деревянную стенку для облегчения работы слегка смачивают водой. Бортик этот должен быть выложен наравне — заподлицо с краями формы и никоим образом не должен быть выше последней. В особенности это не должно иметь места, когда изделия отминаются из двух половинок, которые после склеиваются вместе. Даже небольшое выступление бортика над краями формы при склеивании не даст половинкам плотно сойтись; в этом случае лучше даже, если бортик на 1,5 — 2 мм будет скошен внутрь формы.
При отминании больших предметов не из одной цельной раскатанной пластины, а из двух или нескольких кусков следует обращать внимание на то, чтобы швы на соединениях отдельных кусков массы были хорошо промяты и соединены друг с другом.
Для придания изделию из массы большей прочности заднюю сторону его выклеивают бумагой. Бумагу рвут или нарезают кусками различной величины, в зависимости от кривизны выклеиваемой поверхности. Для плоских мест употребляются куски большей величины, углубленные же места, для того чтобы избежать складок и пустот, выклеивают небольшими кусками бумаги. Бумагу вместе с клейстером хорошо переминают в руке, благодаря чему она делается мягче и хорошо ложится на поверхности массы.
Глубокие места сначала проклеиваются тонкой бумагой, а затем более толстой, так как последняя не входит плотно в углубления. При вынимании изделия из формы, если оно тонко отдавлено, такие глубокие места (на изделии высокие), выклеенные одной толстой бумагой, могут оторваться.
Выклеивание бумагой делается в два или три слоя в зависимости от ее толщины.
Вынимание изделия из формы (вернее снятие формы с изделия) производится через различные сроки после отминания, в зависимости от рельефа, деталей и объема изделий; некоторые могут быть освобождаемы из формы совсем сырыми, другие либо просохшими отчасти, либо совершенно высохшими. Сырыми можно вынимать изделия лишь из клеевых форм, через 2—4 часа после отмирания. Если освобождаемый от формы предмет имеет ровную заднюю поверхность без значительных пустот, его опрокидывают вместе с формой на щит на нетолстый слой мела, который заполняет все могущие быть неровности и пустоты между щитом и изделием. Этим предупреждается возможность деформации.
Для вынимания из формы оттисков, имеющих кривую заднюю поверхность, прибегают к следующему способу: на заднюю сторону законченного отминанием предмета или половинки изделия наливают из гипса раковину, захватив при этом также немного и края формы, Не отнимая налитой раковины, форму переворачивают, осторожно снимают ее с мягкого изделия и оставляют его сохнуть на раковине, представляющей собой болванку, на которой очень плотно лежит изделие. Такие болванки удобны еще тем, что их можно неоднократно употреблять при повторном отминании изделия, для которого они были приготовлены.
На законченное отминкой изделие сначала равномерно насыпают слой сухого мела в 2 — 3 мм толщиной и затем на него накладывают гипсовую болванку, которую плотно прижимают к изделию. Промежуточный слой мела между болванкой и изделием необходим для того, чтобы заполнить все пустоты, могущие оказаться между ними, так как в каждом вновь изготовленном из массы изделии задняя поверхность неизбежно будет несколько отличаться от первой отминки, с которой была снята болванка. Такие болванки можно, конечно, употреблять и при вынимании изделий из гипсовых форм с кривыми краями.
Кажущееся снаружи хорошо просохшим изделие на самом деле еще довольно влажно и легко деформируется. Чтобы избежать этого, если изделие представляет собой рельеф или какой-нибудь другой предмет с ровной задней поверхностью, его укладывают обратно в форму, заполняют всю пустоту сухими древесными опилками, слегка уплотняют их, накрывают деревянным щитом и перевертывают его вместе с формой. Сняв форму с изделия, его небольшими гвоздиками приколачивают по краям к щиту. Все это в значительной степени предохраняет изделие от коробления и деформации во время сушки.
Для того, чтобы при приколачивании к щиту изделия не примять приколачиваемые места, под гвоздики подкладывают небольшие кусочки картона. На щите изделие обычно досыхает еще около двух суток. Если форма гипсовая, неразборная или с небольшим количеством кусков, изделие легче вынуть из нее, если сначала приподнять его края при помощи подсунутого под них какого-нибудь инструмента. При вынимании изделия из клеевой формы его вместе с клеем вынимают из кожуха и, слегка отгибая книзу края клеевой формы, освобождают от нее края изделия, после чего оно свободно вынимается из формы.
Снимание формы с изделия, заполненного опилками, нужно производить осторожно, не сдвигая и не приподымая изделия со щита; в противном случае сухие опилки легко высыпаются и более уже не заполняют плотно пустоту изделия, следствием чего может быть деформация.
Вынутые из формы половинки круглых предметов укреплять на щите и сушить вышеизложенным способом нельзя, так как это может повести к их искривлению. Плотно и аккуратно сложив обе половинки, их по всей длине предмета обматывают несколько раз шпагатом или бечевкой. Обматывать следует не туго, но и не слабо; в первом случае на мягкой еще массе могут остаться следы от сильного стягивания бечевкой, а во втором случае свободно лежащие друг на друге половинки, не сдерживаемые обмоткой, будут сохнуть каждая отдельно и потому будет весьма возможно коробление, и половинки при склеивании не будут хорошо подходить одна к другой.
Мелкие круглые предметы отминать из двух отдельных половинок и после их склеивать не представляется целесообразным как из-за неудобства работы с получающимися в этом случае очень мелкими деталями, так и из-за большого количества времени, при этом затрачиваемого. Их изготовляют в гипсовых разборных формах, особым образом для этой цели изготовляемых.
При выдавливании глубокую часть формы заполняют массой чуть выше краев последней, после чего на нее накладывают плоскую нижнюю раковину и с небольшим усилием надавливают ее на форму.
В отличие от обычной отминки, когда изделие вынимается из формы уже почти сухим, в настоящем случае снимается форма с только что отдавленного сырого предмета. Для того чтобы сырая масса не пристала к форме, последняя, предварительно высушенная, должна быть хорошо пропитана олифой и отлакирована. Отсутствие пористости в форме, в данном случае на мелких, еще сырыми вынимаемых оттисках, не будет отрицательно влиять на поверхность последних. Перед отминкой форма смазывается.
Для вынимания отливки форму повертывают, снимают раковину и последовательно отнимают отдельно каждый кусок. Только что отдавленное, еще сырое изделие оставляют лежать на нижней раковине до тех пор, пока оно подсохнет настолько, что его можно будет снять без повреждения.
Если при снимании кусков с мягкого изделия последнее будет повреждено, тогда надо смазать куски и в соответствующем порядке наложить их обратно на изделие. Уложив на свои места все куски, на них накладывают верхнюю раковину и слегка прижимают ее к нижней, после чего форму вновь снимают. На этот раз форма снимается легко, без всякого повреждения изделия.
Форму для надавки делают следующим образом. Небольшое количество замешанного и начинающего садиться, но не потерявшего еще текучести гипса накладывают в виде лепешки, толщиной около 20 — 25 мм, на смазанную небольшую дощечку, кусок стекла и т. д. Выровнив лопаткой поверхность гипса, опускают в него формуемый предмет либо основанием его, если таковое имеется, либо одной из сторон, наиболее гладкой, обычно задней. Опускать в гипс модель следует неглубоко, чтобы она легко вынималась из раковины. Вокруг модели, на раковине, должно оставаться поле шириной от 30 до 40 мм. Вокруг модели закладывают куски, количество которых зависит от сложности модели (обычно от 3 до 6); поверх них делают общую раковину.
При необходимости отдавить в короткий срок из одной формы большое количество изделий надо приготовить соответствующее число нижних раковин, на которых изделия оставляют подсыхать. Для этого надо снять раковину и на ней сделать нужное количество других.
Соединение подсохших половинок изделия производится путем склеивания их друг с другом при помощи так называемой шпаклевки, представляющей собой в разогретом виде сметанообразную массу, состоящую из мела, замешанного на жидком клеевом растворе.
Склеивание половинок может быть произведено в формах и после извлечения из них. В том и другом случае разогретая жидкая шпаклевка намазывается на край половинок, и в первом случае, когда склеивание происходит в форме, обе половинки складываются вместе и плотно связываются веревкой при помощи ключа или закрутки; во втором случае половинки, также наложенные одна на другую, плотно сжимаются, и чтобы не дать им разойтись, их несколько раз обматывают шпагатом или бечевкой.
В тех случаях, когда основание изделия открытое и настолько свободно, что может быть обозреваемо внутри, шов его изнутри же, при помощи кисти, дополнительно смазывают шпаклевкой и тотчас же заполняют тонкими жгутиками массы и заравнивают заподлицо с половинками.
Так же как и столярный клей, шпаклевка должна употребляться в горячем состоянии, так как, остывая, она переходит в студнеобразное состояние и теряет свои склеивающие свойства; поэтому во время работы сосуд со шпаклевкой всегда следует держать в водяной бане. Работа со шпаклевкой должна производиться в теплом помещении, так как в противном случае шпаклевка, нанесенная на холодный предмет, быстро остывает, не соединяясь с последним; вынутые из формы половинки изделий отстают одна от другой, а шпаклевка отделяется от них тонкой застывшей лентой.
Перед склеиванием половинки изделия возможно точнее подгоняют друг к другу, причем острым ножом или рашпилем удаляют всю лишнюю, сравнительно с краями формы, массу на краях половинок; в противном случае при складывании формы выступающая из-за усенок ее масса не даст плотно сомкнуться половинкам изделия, и шов на нем получается толстым. Кроме того, бывает, что сравнительно жидкая шпаклевка вытекает из неплотно сошедшихся швов, оставляет половинки несклеенными, и изделие, вынутое из формы, разваливается.
После склеивания половинок шов необходимо тщательно заделать так, чтобы после окраски изделия он не был заметен. Прежде всего небольшим острым ножичком или небольшим рашпильком снимают с краев шва имеющиеся на них небольшие заусенцы, выступившую из шва шпаклевку и срезают получающиеся иногда на краях половинки заскоки.
Остающиеся в швах после зачистки краев небольшие углубления, иногда трещинки, заделываются при помощи стальной лопаточки густой шпаклевкой; более жидкой шпаклевкой заливают пустоты, получающиеся иногда в швах. Глубокие впадины и заскоки, которые нельзя уничтожить без того, чтобы не исказить внешнюю форму изделия, подлепливают слегка разжиженной массой. Заделанные места, после того как они просохли, подчищают и заравнивают рашпильком и стеклянной шкуркой. Точно так же ножичками и рашпильками снимают с поверхности изделия швы кусковой формы и различные наросты, которых не имеется на оригинале, образовавшиеся как вследствие не совсем удачного изготовления формы, так и из-за частичной ее изношенности.
Замазывание различных углублений, неровностей, дырочек и т. д. так же, как заделка швов, делается густой шпаклевкой, замазывание же глубоких впадин — разжиженной массой.
|