По материалу журнала "Художник", 5/1998,
автор Е Бубнова
В парках, на площадях и улицах, в интерьере общественных зданий и на выставках часто встречаются изделия из шамота. Это - декоративные композиции, как круглые, так и рельефные, вазы, портреты и другое.
Шамотом (или, вернее, шамотизированной массой, как именуют ее технологи) называют керамическую массу, состоящую из сырой глины с добавлением этой же, обожженной при температуре 900 — 950' и измельченной глины (т. е. собственно шамота). Добавка обожженного измельченного черепка к глине колеблется от 1 — 10 в посудных изделиях до 50% в декоративной пластике и портретах. При создании шамотной массы важна тонина помола обожженного черепка, так как именно зернистость этой массы и ривлекательна для художественных произведений.
Работая с шамотом, хдожник должен помнить о капризности этого материала. Так, например, необыкновенно серьезный момент — это правильный выбор толщины стенок изделия. Слишком тонкие стенки, не выдержав общего веса, «просядут», дадут деформацию предмета, а слишком толстые могут потрескаться или лопнуть при обжиге. Нормальной толщиной стенок следует считать 1 — 1,5 см. Скульптуры из шамота нельзя делать монолитными. Они должны быть обязательно пустотелыми. После создания произведения в шамоте оно должно подвергаться сушке. Желательно, чтобы до сушки в специальных сушилках изделие «подвяло» в естественных условиях. Дальнейшая сушка в сушилках проводится при мягком режиме, т. е. температура поднимается медленно, в час на 50 — 60', и доводится до 600'. При таком методе сушки требуется 3 — 4 дня. На сушку, которая производится полностью в естественных условиях, уйдет примерно неделя, а то и больше, в зависимости от величины и толщины изделия.
Сушка считается завершенной, когда влажность шамота доводится до 1%. Шамотные изделия обжигаются при температуре 900-950 град. После декодирования произведения глазурями и эмалями требуется произвести вторичный обжиг при температурах, необходимых для этих материалов.
Интерес художников-керамистов к шамоту велик, он привлекает своей грубоватой пластичностью. Изделия из него кажутся тяжелыми, сам материал подсказывает художнику цельность и обобщенность форм, монументальность трактовки произведения в целом. Шероховатая поверхность, свойственная изделиям из шамота, придает очертаниям мягкость, усиливает впечатление воздушной среды, окружающей предмет.
В зависимости от окраски глины шамот может иметь различные оттенки. Часто художники, выполняя свои произведения в шамоте, не вводят никаких дополнительных цветов. Однако изделия из шамота прекрасно декорируются солями, пигментами, глазурями и эмалями. Здесь у творца открываются огромные возможности. Чуть подкрасив шамот солями, художник может решить свое произведение в мягкой, как бы пастельной гамме, а при необходимости противопоставить яркий цвет и зеркальный блеск эмали или глазури спокойной однотонности и выщербленности шамота, приближающих его к природным пористым камням, например, известнякам. Следует отметить, что шамот находит свое применение и в фарфорово-фаянсовой промышленности. Здесь он используется для изготовления капселей*.
*Капсель - полое изделие из огнеупорной массы,
служащее для защиты помещаемых в него
керамических изделии при их обжиге.
|