[Изостудия "Топ-топ Арт" ]
Главная » Статьи » Творчество и методика

Статья "Акварельные краски" из журнала "Художник", 1979 г.

Акварельные краски

Статья из журнала "Художник", № 4 за 1979 г.

Автор статьи Б. Рудин

В последние годы мы все чаще наблюдаем повышенный интерес к акварели как со стороны художников, так и широкой зрительской массы. Это подтверждают многие специальные выставки, устраиваемые в Москве и других крупных городах.

Под словом «акварель» подразумевают, с одной стороны, произведение, написанное акварельными красками, с другой — сами акварельные краски. Как и какими именно красками практически можно пользоваться в работе?

Среди красок, разводимых водой (гуашь, темпера), акварель является наиболее распространенной. Слово «акварель» происходит от латинского слова «aqua» — вода. В отличие от всех других красок она считается более доступной и будто бы более легкой по технике исполнения. Однако это не совсем
так: владеть акварелью свободно, а тем более в совершенстве не просто. Но тем не менее акварель все же более доступна в работе начинающему художнику, чем, скажем, масляные краски.

Выше мы упомянули о темперных и гуашевых красках. Они употребляются в живописи с белилами, без которых невозможно получить высветленные тона, в то время как в акварели белил избегают, и светлые тона получаются за счет разжижения красок водой.
«Белящим» свойством в данном случае обладает просвечивающаяся сквозь тонкий, прозрачный слой разведенной акварельной краски белая бумага, играющая роль грунта. При этом, конечно, важную роль играет качество самой акварели — она должна быть не кроющей, а прозрачной. В работе акварелью многие художники предпочитают не употреблять белила, даже и в тех случаях, когда бумага не белая, а тонированная. Но твердого правила, а тем более закона, запрещающего в работе акварелью употреблять белила, нет.

Хорошего качества акварель достаточно прозрачна, ярка и насыщенна. Конечно, это качество находится в прямой зависимости от красочного слоя: растворы краски, сильно разбавленные водой, бывают малонасыщенными. Хочу подчеркнуть, что если вы, например, покрыли тонким прозрачным слоем акварели какую-либо плоскость, а после высыхания она оказалась очень бледной по отношению к цвету натуры, то следует перекрыть этот слой вторично тем же тоном. Но много раз перекрывать одно и то же место не рекомендуется, потому что акварель в этом случае становится глухой, или, как говорится, «жухнет», теряя свежесть, сочность и свое основное ценное качество — прозрачность, которое, кстати, во многом зависит и от качества самих красок.

Пользуясь свойствами акварели, можно перекрывать один красочный слой другим, в результате чего возникают новые цветовые тона, дающие дополнительные живописные эффекты. Акварельные краски хорошо смешиваются между собой и на палитре, которой могут служить фарфоровое блюдечко, чашечки, тарелочка или пластмассовые формы — ванночки. В работе акварелью важное значение имеет вода: она должна быть чистой, прозрачной, без каких-либо посторонних примесей. Следует чаще менять воду и промывать кисти.

Несмотря на то, что акварельные краски могут быть различной степени прозрачности, в принципе они относятся к прозрачным или во всяком случае к полупрозрачным (в отличие от кроющих). Прозрачные краски, свободно пропускающие лучи света, называются лессирующими. Этими ценными качествами обладают многие акварельные краски минерального происхождения.
Краски земляные — охра, умбра, сиена, сепия и другие — не обладают лессирующими свойствами. Но если эти краски взять очень сильно разведенными, то и они могут быть относительно прозрачными.

Среди акварельных красок одни и те же цвета попадаются разной степени чистоты и яркости. Это зависит от того, из каких пигментов — по происхождению — они приготовлены. Растительные менее яркие, анилиновые — более 'чистые, яркие и сочные. Недостатком анилиновых красителей является их непрочность к свету: они выцветают. Поэтому художники-профессионалы избегают ими пользоваться. Анилиновые красители употребляются, главным образом, при окраске тканей и то только с применением закрепляющих средств.

Акварельные краски выпускаются в различных видах: в виде полупустой массы (в оловянных тюбиках) и твердые — в плитках. Краски, разбавленные водой до требуемой консистенции, хорошо набираются на мягкую кисть, равномерно и легко ложатся тонким прозрачным слоем по бумаге, давая возможность делать лессировки. Чтобы покрыть поверхность равномерно, без пятен, необходимо водить кистью быстро, без остановки в каком-либо одном направлении (обычно сверху вниз или слева направо). При этом нельзя прерывать движение руки посередине, не доводя до краев намеченной карандашом плоскости; нельзя также давать возможность мазку высохнуть, иначе в местах соприкосновения двух мазков при высыхании останутся затеки и пятна. Однако это правило соблюдается не всеми художниками. Некоторые используют и такой прием: рядом с невысохшим пятном кладут пятно другой краской, при их соприкосновении краски сливаются, получается эффект промежуточного цвета или оттенка. Поэтому твердых и постоянных рецептов и рекомендаций не может быть.

Среди художников-акварелистов заслуженной популярностью пользуются акварельные краски, выпускаемые ленинградским заводом художественных красок. Даем краткую характеристику наиболее популярных из них.

Желтые: 

кадмий лимонный — хорошо разносится по бумаге и смывается, в слое любой толщины имеет матовую поверхность.

Кадмий желтый — по своим свойствам близок кадмию лимонному, но более прозрачен.

Охра светлаяимеет несколько приглушенный оттенок, довольно прозрачна.

Оранжевые:

Кадмий оранжевый — по фактуре напоминает кадмий лимонный и желтый, но более прозрачен.

Красные:

алая — яркая, прозрачная и интенсивная краска теплого оттенка, трудно смываемая с бумаги. Светостойкость умеренная. Краплак красныйинтенсивная, малинового оттенка краска, быстро набирается на кисть и хорошо разносится по бумаге, но трудно смывается с нее, будучи интенсивно нанесенной.

Кармин — по своим свойствам во многом аналогичен краплаку.

Охра красная — коричнево-красная краска, в тонких слоях имеет оранжевый оттенок, прозрачна, хорошо разносится и смывается.

Синие:

ультрамарин — очень популярная краска, от других синих отличается более теплым, интенсивным тоном, менее прозрачна, хорошо разносится по бумаге и смывается. Кобальт синий — очень прозрачная, мягкого нежного тона краска.

Голубая ФЦ — интенсивная, прозрачная краска холодного тона, ровно ложится на бумагу, дает много интересных красивых оттенков в смеси с другими красками.

Зеленые:

изумрудная зелень — очень интенсивная, прозрачная краска, очень хорошей разносимости, образует интересные смеси.

Перманент зеленый — насыщенная, ярко-зеленая краска, из зеленых она самая теплая; довольно прозрачна и хорошо разносится по бумаге.

Коричневые:

умбра натуральная — краска холодного оттенка, малопрозрачная, несколько глуховата по тону.

Марс коричневый — интенсивная, прозрачная краска теплого тона, хорошо разносится и размывается.

Сепия — темно-коричневая, красивого холодно тона, прозрачная.

Черные:

нейтральная черная — незначительной интенсивности, хорошо разносится и смывается.

Существуют различные сорта чертежной или рисовальной бумаги, которые пригодны для работы акварельными красками. Но наиболее подходящими являются сорта с бугристой, шероховатой поверхностью. Гладкая, глянцевитая и пропускающая бумага для акварели не пригодна вовсе. Самой распространенной и употребительной в практике является бумага отечественного производства, так называемая ватманская, вырабатываемая с маркой «Гознака». Она плотная, упругая, хорошо (ровно) натягивается и после пропитывания водой не коробится. Существуют и другие сорта рисовальных бумаг, также пригодные для акварели. Так называемая рисовальная бумага встречается в продаже листами постоянных размеров (60ХХ80 см), ватманская также выпускается в виде сброшюрованных или склеенных альбомов разного размера.

Техника и подготовка бумаги перед работой различны.

Прежде чем начать работать красками, необходимо нанести на бумагу легкий рисунок карандашом — наметить общие контуры изображаемых предметов. Бумагу можно предварительно смочить водой (губкой или широкой кистью) и дать ей немного просохнуть.
Писать — наносить краску — следует очень быстро, смело, определив соотношение цветовых пятен друг с другом по светлоте. А затем уже можно более детализировать изображаемые объекты.

По сырой бумаге краски, конечно, растекаются, не давая четких контуров предметов, поэтому нужно следить, чтобы краска не слишком растекалась, чтобы сохранились основной рисунок и форма предметов. Некоторые художники предпочитают работать краской не по смоченной бумаге, а по сухой.

В стационарных условиях — дома, в мастерской и перед выездом на этюды лучше всего бумагу предварительно наклеить на картон. Для этого бумага либо сплошь, либо вдоль краев (примерно на 1 — 1,5 см) намазывается клеем. Часто бумагу просто прикрепляют кнопками к листу фанеры или толстого картона. Можно также края ровно обрезанной стопки бумаги обклеивать липкой лентой или пластырем.

В специальных готовых этюдниках для акварели имеется подрамник, вставляемый в раму, которая прижимается другой рамой. Бумагу слегка или обильно смачивают губкой или широкой кистью.

В работе акварелью большое значение имеют кисти. Они бывают различных размеров от 1 до 20 номера, указываемых на древке. В практической работе самые употребительные номера: тонкие — от 4 до 9, средние — 10-14, большие — 15-20. Их выбирают в зависимости от размеров задуманной
работы. Конечно, желательно иметь различные номера, в том числе и мелкие — для небольших работ и отделки деталей. Кисти бывают колонковые, хорьковые, беличьи. Для акварели лучшими считаются первые: они упруги и в то же время мягки и эластичны. Щетинные, жесткие кисти не пригодны для акварели, они употребляются в масляной живописи и для других красок. При набирании разведенной краски кисти должны собираться в острый пучок. Если волоски при этом расходятся, то кисть
для работы непригодна. В зависимости от размера покрываемой плоскости следует употреблять соответствующие размеры кистей.

В заключение хочется дать один совет: при работе красками очень важным моментом являются условия освещения. Не рекомендуется, например, на этюдах с натуры работать при ослепительном солнечном свете, особенно в полдень, когда солнце в зените — пропадают тени, а следовательно, объемы предметов. Лучше выбирать утренние часы, отличающиеся мягким, рассеянным светом, или предвечерние, с боковым освещением, когда от предметов отбрасываются тени. Выбор места тоже имеет немаловажное значение, лучше сидеть в тени и писать освещенные места.

В солнечный день необходимо брать с собой белый зонт. Ни в коем случае нельзя пользоваться цветным, т. к. проходящие сквозь него солнечные лучи окрасят белую бумагу и палитру красок и вам трудно будет ориентироваться в цветах, а тем более в оттенках. Прямые солнечные лучи не должны падать на работу; освещение должно быть всегда слева, иначе от правой руки будет падать тень на работу. Эти рекомендации относятся к работе не только на натуре, но и в домашних условиях. Цвета меняются в зависимости от условий освещения. Работать красками при электрическом освещении не рекомендуется: при искусственном свете желтые, оранжевые, красные — светлеют, светло-желтые становятся мало отличимыми от белых (особенно при слабых растворах), голубые — зеленеют, светло-синие — темнеют, фиолетовые — краснеют и темнеют, темно-синие — кажутся почти черными. К сказанному нужно добавить, что при слепящем ярком свете почти все цвета выбеливаются, становятся менее насыщенными, беловатыми. Цвета спектра при дневном свете мы различаем помимо тонов, главным образом, по светлоте. При дневном свете самыми заметными нам кажутся
желтые цвета, в сумерках — голубые и синие.

 

 

Категория: Творчество и методика | Добавил: vellas (24.09.2016)
Просмотров: 1834 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar