Главная » Статьи » Творчество и методика |
Художнику-любителю Взгляд художника Автор М. ЛЕВИДОВА (статья из журнала "Художник", 9/1980)
Наверное, многие, начиная заниматься живописью и рисунком, пытались как бы «перетащить» натуру на свой холст или лист бумаги, стараясь скопировать ее «точь-в-точь». А в результате получалась подделка под «настоящее» — как будто похоже, а все же неживое. Как, например, яблоко из воска отличается от настоящего. Муляж всегда неприятен именно тем, что он лишь мертвое подобие живого. И картина не должна быть муляжом. Подделка под природу оказывается подделкой и под искусство. Вот слова И. Репина: «Для художественного произведения не довольно одного копирования с натуры. Художник вкладывает в свой труд очарование, впечатление. Поэтому никакая фотография, даже цветная, не может помешать высокой ценности истинно художественных произведений — в них ценится живая душа художника, его вкус. И в этой аристократической потребности к личному творчеству и лежит залог вечного существования искусства». Например, мы говорим: левитановской пейзаж или посмотрите: старик, словно с полотна Рембрандта, а вот — девушка Ренуара! В книге К. Паустовского «Золотая роза» есть небольшой рассказ о том, как художник К. Моне, приехав в Лондон, написал Вестминстерское аббатство в обыкновенный лондонский туманный день. Картина вызвала поначалу смятение и даже возмущение у зрителей, они были поражены, что туман окрашен в багровые цвета, тогда как принято считать цвет тумана серым. Но художник увидел то, на что не обращали внимания: дым и красные кирпичные дома влияли на цвет тумана. И тогда все заметили, что туман может быть красным. Художник победил. Паустовский также рассказывает о картине Левитана «Над вечным покоем»: «До тех пор ненастье было окрашено в моих глазах в один унылый цвет. Вся тоскливость ненастья и вызывалась, как я думал, именно тем, что оно съедало краски и заволакивало землю мутью. В натуре, в природе есть реальная глубина пространства и реальный солнечный свет, сложная среда, в которой бесконечно разнообразно располагаются все формы. А в распоряжении художника всего лишь двухмерная изобразительная плоскость да сравнительно ограниченный набор красок. Однако краски или карандаш в руках художника могут совершать чудеса. Он находит такое взаимодействие линий, тона, форм и цвета в замкнутой композиции картины, благодаря которому возникают зримые образы, раскрывающие мир во всем его многообразии. И тут, конечно, не может быть рецептов. «Каждая действительно самобытная картина является отдельной работой, она подчиняется своим собственным законам, правильное в одном случае может быть совершенно ошибочным в другом...» — пишет художник Д. Констебль. Выбор изобразительных средств диктуется не только сюжетом, но и тем, что хочет сказать художник своей картиной. В «Письмах» Ван Гога есть рассказ о сильных, мучительных исканиях средств воплощения главной идеи художника, настроения, ассоциаций. Необычайно поучительны его описания выбора и решения натурных сюжетов или задуманных картин. Он говорит, например, о «столкновении контрастов» цвета, которые должны выразить «неистовые человеческие страсти», в картине «Ночное кафе», «где можно погибнуть, сойти с ума или совершить преступление». Это знаменитое полотно Ван Гога, изображающее почти пустую комнату с биллиардным столом посредине и несколькими фигурами заснувших бродяг, с его напряженно-резкими контрастами цвета действительно впечатляет своим драматизмом. Задумав написать портрет друга, Ван Гог сообщает брату: «Мне хочется написать портрет своего друга — художника, у которого большие замыслы и который работает так же естественно, как поет соловей, такая уж у него натура... И я хотел бы вложить в картину все свое восхищение, всю свою любовь к нему». Передать отчаяние, удивление, любовь — какие возможности открывает перед художником язык живописи! Начинающий художник должен многому и многому учиться, работая с натуры, по памяти, по представлению. Но учебный процесс нельзя механически отделять от творчества. Не следует занятия рисунком и живописью превращать в формальные упражнения. Только живое отношение к работе помогает ученику раскрыть свои способности. Увлеченность выбранной натурой (или воображаемым сюжетом), чувство красоты, настроение — необходимы. Умение видеть окружающее глазами художника — вот что важно развивать в себе в первую очередь. А это означает, что необходимо развивать способность быть наблюдательным и памятливым. Наблюдательность — это направленное внимание, при котором отбираются яркие впечатления, те, которые вызывают желание взяться за кисть или карандаш. И тогда постижение законов изображения — чувство формы, цвета, рисунка — станет естественным процессом, связанным с конкретной работой. Иногда любитель жалуется: нечего ему рисовать, нет у него интересных» предметов, а окружающая природа скучна. То ли дело позолоченная статуэтка, особо закрученная ваза или замок на фоне пылающего заката! Такое наивное представление о красоте также объясняется неумением наблюдать жизнь, неумением увидеть достойные сюжеты в простых повседневных явлениях. Посмотрите на вещи, которые живут возле вас, к которым вы настолько привыкли, что даже не замечаете, и представьте, что вы видите их впервые. Понаблюдайте сочетания форм, их цвета, фактуры. Как по-разному воспринимается знакомый предмет в разных условиях освещения, как он преображается в соотношении с окружением, как «разговаривают» друг с другом яркие или сдержанные, контрастные или сближенные цвета. Один самодеятельный художник, шахтер по профессии, изобразил такой натюрморт: кусок антрацита, отбойный молоток и рабочие рукавицы, лежащие на земле, покрытой искрящимся мелким углем. Его товарищи были удивлены — так необычно и даже драгоценно выглядели эти примелькавшиеся орудия их труда. | |
Просмотров: 1161 | |
Всего комментариев: 0 | |