Первая часть серии статей по материалам редкого печатного издания "Домашний музей" (Москва, "Советский художник", 1980 год.
Восьмой выпуск «Домашнего музея» посвящен живописцам эпохи Возрождения — эпохи, послужившей началом нового, продлившегося несколько столетий, этапа в истории европейской культуры. Читатель найдет здесь иллюстрации с произведений художников Италии, Германии, Франции и Нидерландов, выполненные в XIV — XVI веках. Разносторонний и многосложный строй творческого мышления художников, сформировавших образно-стилистические основы искусства этого периода, запечатленный в портретах, религиозных и мифологических композициях, представлен работами выдающихся мастеров, подчас разительно непохожих друг на друга.
Иcкусство Возрождения, ознаменовавшее собой высочайший взлет художественного гения человечества в сотнях шедевров живописи, скульптуры, поэзии и музыки, своим гуманистическим пафосом утверждало величие и красоту личности, открывало человеку мир и самого себя. Ренессансные мастера, люди с многогранными талантами, широко образованные, были достойными представителями своего времени, которое, по известному определению Ф. Энгельса, нуждалось в титанах и породило их.
В текстовой части альбома даны биографические сведения о художниках и литература о них на русском языке. На обороте репродукций помещены аннотации, раскрывающие образное содержание и художественные средства представленных произведений.
Часть первая
В ролике показаны картины, представленные ниже с сопровождающим их в издании текстом.
Симоне Мартини родился в итальянском городе Сиене, славном многовековыми художественными традициями и утонченной культурой. Мартини был, по всей видимости, учеником Дуччо ди Буонинсенья, во всяком случае в своем творчестве заявил себя его последователем. На стиль Мартини ощутимое влияние оказала и и французская готика. Кроме городов Тосканы, Мартини работал в Неаполе, Орвието, Ассизи. Конец своей жизни художник провел в Авиньоне, на юге Франции, где находился в то время папский престол.
В этот последний период творчества художник ориентировался главным образом на идеалы готической куртуазной культуры с ее любовью к изысканности линий и эмоционально-выразительному колориту. В Авиньоне Мартини сблизился с великим итальянским поэтом Петраркой и был его любимым живописцем.
2.
Пьеро делла Франческа
1416/20 - 1492. Итальянская школа.
Портрет Федериго да Монтефельтро
Ок. 1465. Дерево, масло. 47х33.
Галерея Уффици. Флоренция.
Триумф Федериго да Монтефельтро
ок. 1465. Дерево, масло. 47х33.
Галерея Уффици. Флоренция.
Пьеро делла Франческа родился в городе Борго Сан Сеполькро.
Его учителем считают Доменико Венециано. В юности живописец побывал во Флоренции, откуда вынес увлечение перспективой, и оно определило дальнейшее направление творчества Пьеро,
которое показывает, как художник, вооруженный перспективой, становится ученым, преображающим мир видимых форм с помощью искусства. Результаты своей практики Пьеро делла Франческа изложил в ученых трактатах: "О перспективе в живописи" и "О пяти правильных телах".
Художник много путешествовал по Италии: работал в Риме — для папы; в Ферраре, Римини и Урбино - для местных правителей.
Несмотря на бродячую жизнь, Пьеро делла Франческа всегда считал себя гражданином своего родного города, выполнял его заказы и даже участвовал в управлении, занимая выборные должности.
3.
Антонелло да Мессина
Ок. 1430 - 1479. Итальянская школа
Святой Себастьян. 1476
Дерево, масло. 171х85. Дрезденская галерея.
Антонелло да Мессина родился и провел большую часть жизни на юге Италии, в стороне от крупных художественных центров эпохи Возрождения. По всей вероятности, он испытал сильное влияние нидерландской школы, чьи живописные достижения в значительной степени благодаря ему получили распространение в Италии. Легенда утверждает даже, что Антонелло да Мессина первым из итальянских художников стал писать маслом и что секрет этой техники ему удалось выведать у знаменитого Яна ван Эйка. На самом деле предполагаемая встреча двух великих живописцев вряд ли имела место: неизвестно, ездил ли вообще Антонелло на север дальше Венеции, где он провел несколько лет незадолго до смерти. Его кратковременное пребывание в этом городе несомненно дало толчок развитию венецианской школы живописи, из которой впоследствии вышли Джованни Беллини, Джорджоне, Тициан и другие великие живописцы.